1.С 2025 г. возобновляется индексация пенсий работающих пенсионеров. При этом в качестве базы будут использовать размер пенсии с учетом всех ранее прошедших индексаций.
2.В КоАП РФ внесены поправки, предусматривающие штрафы за перевозку древесины без электронного сопроводительного документа. Для должностных лиц штраф за это составит от 20 до 40 тыс. руб., для ИП — от 100 до 200 тыс. руб., для юрлиц — от 200 до 400 тыс. руб. Аналогичные санкции будут применять за перевозку древесины автотранспотром без техсредств контроля, обеспечивающих оперативное получение сведений для установления места его нахождения. Введены штрафы за повторное совершение таких правонарушений.
За внесение в ФГИС лесного комплекса сведений о характеристиках древесины, не соответствующих установленным требованиям, штраф для должностных лиц составит от 25 до 35 тыс. руб., для ИП — от 50 до 100 тыс. руб., для юрлиц — от 100 до 200 тыс. руб.
Кроме того, установлена административная ответственность:
— за нарушение требований к размещению и характеристикам складов древесины, а также порядка внесения сведений о таких складах в лесной реестр;
— за непредставление или несвоевременное представление информации об объектах лесоперерабатывающей инфраструктуры либо представление заведомо ложных сведений в ФГИС лесного комплекса;
— за непредставление или несвоевременное представление информации для отчета о балансе древесины, о древесине и продукции из нее;
— за нарушение запрета на пребывание в лесах с машинами, в т. ч. самоходными, и (или) оборудованием для рубки и транспортировки древесины из леса.
3.Уточнен порядок проведения схода граждан по вопросу выдвижения кандидатуры старосты сельского населенного пункта.
В данном мероприятии также могут принять участие имеющие российское гражданство совершеннолетние собственники жилых помещений, расположенных в сельском населенном пункте, если это установлено муниципальными НПА в соответствии с законом региона. Ранее для кворума учитывались только жители села.
4.Приняты поправки по вопросам организации дорожного движения.
Комплексные схемы организации дорожного движения должны разрабатываться для населенных пунктов с общей численностью 50 тыс. человек и более, а также для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Уточнен порядок разработки и согласования проектов организации дорожного движения и изменений в них. Установлены случаи, когда согласование не требуется. Вносить изменения в утвержденный проект надо будет в случае снижения уровня обслуживания дорожного движения до критических значений (это отношение средней скорости движения к скорости в условиях свободного движения).
Полномочия органов местного самоуправления и регионов разрешено перераспределять. Отменяются полномочия органов власти по определению методик расчета платы за платные парковки. Регионы, а не местные власти будут определять размер платы за платную парковку на автодорогах общего пользования местного значения.
Закреплены полномочия Автодора в отношении автодорог, находящихся в его управлении.
5.Скорректированы вопросы госрегистрации транспортных средств.
Бывший владелец автомобиля сможет подать заявление о прекращении госучета транспортного средства после его отчуждения. Таким правом можно будет воспользоваться через регистрационное подразделение или портал госуслуг, если договор заключали с использованием портала госуслуг или его удостоверили нотариально, а также в случае вступления в силу судебного акта. Если же договор заключили в простой письменной форме на бумажном носителе, бывший владелец сможет спустя 10 дней обратиться с его оригиналом в регистрационное подразделение.
Прекратить госучет на основании заявления владельца можно будет и в отношении автомобиля, который похищен или угнан и находится в розыске.
Кроме того, из обязательных документов для регистрации автомобиля в случае смены владельца исключен полис ОСАГО.
Новым основанием для отказа в регистрации автомобиля, ввезенного из-за границы, стала неуплата необходимого утилизационного сбора.
(Федеральный закон от 8 июля 2024 г. № 174-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» — вступает в силу с 1 марта 2025 г.)
6.Конституционный суд усмотрел пробел в законодательстве в части условий содержания в конвойных помещениях судов.
Осужденный пожаловался на унижающие достоинство тяжелые условия в конвойных помещениях судов. Компенсацию за это ему взыскать не удалось, так как закрепленные законом гарантии не распространяются на такие помещения.
КС РФ признал оспариваемую норму противоречащей Конституции, так как в ней прописаны только условия содержания заключенных в местах их постоянного пребывания, а временное их размещение в конвойных помещениях судов не регламентировано. Правовой пробел должен быть устранен.
При этом КС согласился с тем, что помещения с постоянным (СИЗО ИВС) и временным нахождением заключенных не могут входить в один список. Нет необходимости создания во временных помещениях всех тех условий, которые определены для более долгой и непрерывной жизнедеятельности.
Тем не менее условия нахождения в таких помещениях должны быть системно регламентированы, чтобы заключенные могли добиваться своей защиты. До тех пор суды могут признавать нарушение условий, если в конкретных обстоятельствах установят умаление человеческого достоинства заключенного.
7.Конституционный Суд РФ запретил допрошенному свидетелю участвовать в том же уголовном деле в качестве специалиста.
На предварительном следствии в качестве свидетелей допросили работников теплосети. В суде они выступили уже как специалисты. Их показания повлияли на вывод о виновности диспетчера. КС РФ признал недопустимым такое совмещение процессуальных функций.
Свидетелями событий на техническом объекте часто бывают лица, обладающие специальными знаниями. Участие в допросе в качестве свидетелей может дать им дополнительную осведомленность об обстоятельствах дела, а угроза уголовной ответственности в случае изменения показаний связывает их с ранее данными показаниями. Значит, они могут быть заинтересованы в исходе дела.
Для обеспечения справедливого судебного разбирательства требуется объективная оценка обстоятельств на основе законно полученных достоверных и допустимых доказательств. Для этого процессуальные функции должны быть разделены, их совмещение в одном лице ведет к доказыванию на основе непригодных средств.